На главную
ГЛАВНАЯ ЖУРНАЛ СОБЫТИЯ ПРОЕКТЫ АССОЦИАЦИИ КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ENGLISH
В номере   Публикация номера

Публикация номера

Сергей Киселев, архитектор и ру- ководитель бюро «Сергей Киселев и Партнеры». В прошлом году на выс- тавке «АРХ Москва» его бюро было

...

  Практика

Практика

Это первая из шести статей, посвященных техническим аспек- там светодизайна. Серия задумана с целью обобщить технический

...

  Проект номера

Проект номера

Новый терминал мадридского аэро- порта Барахас – идеальный пример тесного взаимодействия архитек- тора и светодизайнеров

...

Земля, горы и вода. Олимпийские стройки сочи

Архив номеров
График выхода
Распространение и подписка
Рекламодателям
Контакты


Номер журнала: #2(3)
Рубрика: Практика
Автор: Александр Змеул



В самое ближайшее время Сочи превратится в огромную строительную площадку и здесь хватит работы всем: и архитекторам, и строителям и светодизайнерам


Иллюстрации предоставлены Оргкомитетом XXII олимпийских зимних игр в Сочи и администрацией города

«Сочи-2014» - без преувеличения самый амбициозный проект современной России – здесь переплелись самые разные интересы: и политические, и экономические, и финансовые, и спортивнее, и социальные. В ближайшие годы Большой Сочи превратиться в огромную стройку, ведь до ХХII зимних Олимпийских игр осталось всего шесть лет. Размах предстоящих работ поражает. В тотальную реконструкцию включается все пространство Большого Сочи: земля - все четыре района города, горы – Красная поляна и её окрестности, и вода – в акватории Черного моря появится несколько искусственных островов.

Олимпийские сооружения

Одиннадцать новых спортивных объектов будут сконцентрированы в двух районах - «Прибрежном», расположенном в Имеретинской низменности, - для ледовых соревнований и «Горном» в Красной Поляне - для всех прочих. Планировочная схема и архитектурная концепция олимпийских сооружений была представлена в заявочной книге «Сочи – 2014». Именно она в итоге понравилась более других членам Международного Олимпийского комитета. Одним из козырей заявочной книги была компактная схема размещения объектов. Другим важным доводом в пользу Сочи в качестве столицы Олимпийских игр стал выбор проектировщиков. Планировочную схему Имеретинской низменности разработала компания HOK Sport – международное архитектурное бюро, имеющее огромный опыт подобный работы. Проектированием отдельных спортивных сооружений также занимались различные иностранные компании, главным критерием выбора которых стала рекомендация той или иной профессиональной спортивной федерации. Так, Конькобежный центр, Ледовая арена для фигурного катания и шорт-трека и соответствующие тренировочные сооружения, которыми во время Олимпиады будет распоряжаться Международный конькобежный союз ISU, были разработаны итальянской компанией Studio Zoppini Associati. Проект Большой ледовой арены для хоккея, которая является частью группы объектов Международной федерации хоккея IIHF, была разработана швейцарской компанией Botta Management. Архитектурные решения олимпийских сооружений Сочи придерживаются принципа, отработанного на многих других, построенных ранее. Его суть заключается в том, что высокотехнологичную структуру помещают в оригинальную внешнюю оболочку. Примером может служить Олимпийский стадион. Как гласит пояснительная записка, «стадион по форме напоминает яйцо Фаберже..» и «..включает 60 роскошно отделанных представительских помещений». Эта стратегия имела успех – подобный подход существенно увеличил шансы России на проведение Олимпиады и во многом обеспечил ее победу.

После того, как эйфория от выигрыша прошла, выяснилось, что планировочная схема Имеретинской низменности слишком формальна. То есть взаимосвязи между объектами в ней учтены идеально, а вот точного понимания того, как эта схема взаимодействует с природой и ландшафтом этой местности, не было. Откорректировать схему, увязав функциональность с историческими, природными и другими особенностями Имеретинской низменности, предложили российские специалисты, которые разработали свой вариант планировочного решения.

«Гражданские» объекты

Строительство развернется не только в Имеритинской низменности, все четыре района Большого Сочи постепенно превращаются в огромную стройплощадку, причем это будут не только спортивные объекты. В Центральном районе планируется реконструировать известную сталинскую гостиницу «Приморская», дополнив её высоткой, а Морской вокзал, построенный в 1955 году архитектором К. Алабяном, - превратить в элитный торговый центр. В Лазаревском районе появится тематический парк «Виват, Россия!», в Адлерском – рекреационный комплекс «Солнечный город» с гостиницей в форме океанского лайнера, в Хостинском реконструируют большинство советских здравниц. Это лишь самые знаковые и яркие проекты, прочих сооружений: «жилых комплексов, бизнес–центров и торговых центров – счет идет на десятки.

«Гражданские» проекты для Большого Сочи разрабатывают многие известные российские архитекторы, среди них Алексей Бавыкин, Алексей Гинзбург, бюро «Атриум» и «Проект Меганом». Пока говорить о каких-то трендах в архитектуре «летней столицы России» рано, но во многих проектах прослеживаются попытки архитекторов увязать желание застройщиков получить максимум квадратных метров полезной площади с уникальным ландшафтом Сочи. Что касается реализаций, то пока из заметных – это лишь 24-этажный жилой дом «Премьер», построенный в самом центре города по проекту Алексея Бавыкина. Здание, расположено на достаточно высокой точке, однако благодаря точным пропорциям, по форме оно похоже на нос огромного корабля, и удачному цвету фасада – нейтральный светлый, «Премьер» не выглядит в городе «чужеродным телом».

Пока «на земле» проектируют – в горах, то есть в Красной Поляне активно строят. Реконструирована дорога, открылась первая очередь объектов горнолыжного курорта «Газпром», где построены трассы для биатлона, лыжных гонок и лыжного двоеборья. Возводятся лыжная станция и гондольный подъемник на горнолыжном курорте «Роза Хутор». Начато строительство гостиничного комплекса «Карусель», где во время Олимпиады–2014 поселятся сотрудники масс-медиа.

В строительную площадку превратится и «вода» - в море рядом с Сочи планируется отсыпать несколько искусственных остров, а также полуостровов в районе Большого Сочи - все с причалами для яхт, апартаментами, гостиницами и развлекательными комплексами. Создание подобных островов объясняется нехваткой свободных строительных площадок в городе и слишком ровной береговой линией и отсутствием бухт, в которых можно обустроить причалы для яхт. Самый амбициозный из проектов - «Остров «Федерация» голландского архитектора Эрика Ван Эгераата. Своё название остров получил благодаря тому, что очертания его береговой линии будут повторять контуры границ Российской Федерации.

По ночам Сочи будет превращаться в фантастический город – планируется, что световой дизайн станет одной из важных составляющих олимпийской столицы.

© 2008 Журнал "PROСВЕТ"