На главную
ГЛАВНАЯ ЖУРНАЛ СОБЫТИЯ ПРОЕКТЫ АССОЦИАЦИИ КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ENGLISH
В номере   Публикация номера

Публикация номера

Сергей Киселев, архитектор и ру- ководитель бюро «Сергей Киселев и Партнеры». В прошлом году на выс- тавке «АРХ Москва» его бюро было

...

  Практика

Практика

Это первая из шести статей, посвященных техническим аспек- там светодизайна. Серия задумана с целью обобщить технический

...

  Проект номера

Проект номера

Новый терминал мадридского аэро- порта Барахас – идеальный пример тесного взаимодействия архитек- тора и светодизайнеров

...

Тесная интеграция. Публичная библиотека в Амстердаме

Архив номеров
График выхода
Распространение и подписка
Рекламодателям
Контакты


Номер журнала: #3(4)
Рубрика: Проект
Автор: Екатерина Галюк



Световое решение стало неотъемлемой частью архитектурной концепции новой Публичной библиотеки Амстердама

Проект: Публичная библиотека, Амстердам, 2007
Архитектура: Йо Кунен (Jo Coenen)
Светодизайн: Рохир Ван дер Хейде (Rogier van der Heide), Arup Lighting
Оборудование: интегрированные в архитектуру системы освещения, специально разработанные для этого проекта, с люминесцентными лампами Т5, даунлайты Erco Lightcast и Erco Lucy


В этом году Амстердам был провозглашен ЮНЕСКО всемирной столицей книги. Этот город уже в XVII веке играл важную роль в литературной жизни Европы, поэтому не случайно, совсем недавно здесь открылась новая библиотека, которая стала самой большой библиотекой в Европе: на площади 28 тысяч квадратных метров разместились книжные стеллажи протяженностью почти 25 километров. В библиотеке есть все необходимое для работы, но главное – совсем другое. Как утверждают многие посетители, попадая сюда, чувствуешь себя так уютно и комфортно, что хочется пробыть здесь как можно дольше.

Сдержанно и нескучно

Как только входишь в новое здание Публичной библиотеки в Амстердаме, сразу становится понятно, что дизайнеры создали не просто общественное здание, они создали особую «атмосферу», придав большее значение его внутреннему содержанию, нежели внешнему облику. Это вовсе не означает, что снаружи здание не представляет собой ничего примечательного. Дело в том, что архитектор стремился создать объект, в котором само здание и его интерьер составляют единое целое, некий «организм», живущий по своим внутренним законам.

Новое здание библиотеки спроектировал голландский архитектор Йо Кунен (Jo Coenen). Он задумал построить здание «сдержанное, но не скучное». Концепцию освещения разработал светодизайнер Рохир ван дер Хейде из Arup Lighting, который «хотел воплотить мечты заказчиков, не боясь экспериментировать и предлагать нестандартные решения». Световое решение стало неотъемлемой частью архитектурной концепции, и выступив одним из главных объединяющих элементов внутреннего пространства. Определенная сложность при реализации проекта состояла в том, что в роли заказчика выступали власти города, наложившие множество ограничений, которые касались экономических и экологических аспектов. В результате команда дизайнеров, поставленная в жесткие условия, смогла создать неожиданные и инновационные решения.

Здание имеет необычную форму. Под строительство была отведена небольшая территория, и в результате площадь первого этажа оказалась меньше, чем у последующих, отчего создается впечатление, будто здание растет и в высоту, и в ширину. Именно форма вдохновила архитектора максимально использовать дневной свет. Благодаря тщательно продуманной системе распределения, естественный свет внутри здания есть повсюду. В свою очередь, команде дизайнеров пришлось подумать о том, как обеспечить в помещениях комфортные условия. Все вместе – архитектор, светодизайнер и инженеры разработали систему, которая поддерживает в библиотеке оптимальные показатели температуры, влажности и освещенности. К примеру, атриум высотой в несколько этажей, изначально задумывавшийся исключительно как архитектурный, декоративный элемент, служит огромным воздуховодом. Свежий воздух, поступающий в здание, распределяется по всем помещениям при помощи полостей, размещающихся под полом. Это остроумное решение позволило избежать прокладки труб и коммуникаций. То же самое относится и к освещению – видимое оборудование совершенно отсутствует, и это придает зданию ощущение легкости и простора.

Способы и методы

В соответствии со строгими ограничениями вся система освещения должна была потреблять не более 12 Вт на квадратный метр. Это означало отказаться от привычного общего освещения, и создать локальные системы подсветки там, где это необходимо, а где возможно – и вовсе обойтись без искусственного освещения, тем более что для создания приятной, комфортной обстановки, оказался достаточным и более низкий уровень освещенности.

В здание проникает много солнечного света, но благодаря особым технологиям помещения не нагреваются. На стеклянную облицовку фасада нанесено специальное покрытие, которое позволяет беспрепятственно проникать свету, блокируя при этом его тепловую энергию. Обеспечить доступ дневного света внутрь для здания размером 40 на 120 метров и высотой 40 метров, к тому же окруженного соседними зданиями, оказалось непросто. Архитектор Йо Кунен спроектировал здание так, что солнечный свет попадает во все самые дальние уголки здания: открытое пространство атриума позволяет ему беспрепятственно «путешествовать» по этажам библиотеки, а в глубине здания, где естественного освещения недостаточно, был создан «световой» объект – эскалатор, которому отведена роль источника «дневного» света. Он стал самым ярким, во всех смыслах, элементом интерьера, по сути, являясь неким стержнем библиотеки, ее главным «маяком». Колонны, расположенные в холле вокруг эскалатора, излучают яркий, но при этом, приятный, мягкий свет, они как будто светятся изнутри. По своим размерам они ничем не отличаются от «несветящихся» и поэтому выглядят очень гармонично. Для этого дизайнеры придумали простое, но эффективное решение, установив люминесцентные лампы и перекрыв их изогнутыми, встроенными заподлицо, акриловыми экранами, которые обеспечивают равномерное распределение света.

В залах, где хранятся книги, свет неяркий, приглушенный. Здесь нет потолочных светильников, и сначала непонятно, где находятся источники света. Светодизайнер нашел неожиданное решение – люминесцентные светильники встроены в верхнюю часть стеллажей. Отражаясь от белых потолков, мягкий рассеянный свет заполняет помещение и создает уютную, камерную атмосферу. В отделе периодики, который разместился на своеобразном балконе, стеллажи с журналами служат еще и своего рода балюстрадой. Чтобы подчеркнуть эту необычную архитектурную деталь, было решено подсветить сами стеллажи, превратив их еще и в необычные светильники. В стеллажах использованы люминесцентные лампы, вмонтированные в торцы стеллажей и закрытые сверху полупрозрачным стеклом.

Еще одно интересное решение – необычные перила, которые отделяют галереи от атриума. Эти, на первый взгляд, простые конструктивные элементы стали примером успешного сотрудничества светодизайнера, архитектора и инженеров. В перила встроили тонкие люминесцентные трубки, которые превратили их в дополнительные и очень важные источники света. Нижняя часть перил освещает рабочие столы для посетителей, расположенные здесь же, на галерее, а верхняя – стала световым маркером балюстрады, что позволило сделать саму балюстраду не такой высокой, как этого обычно требуют нормы безопасности. Это, в свою очередь, сделало пространство более свободным и открытым.

Проект Публичной библиотеки Амстердама является прекрасным примером интеграции света и архитектуры. Освещение выглядит совершенно естественным, простым и очень комфортным, и невозможно себе представить, что для этого команде дизайнеров пришлось приложить невероятные усилия. Разрабатывая проект, Рохир ван дер Хейде стремился создать нечто большее, чем просто «художественную подсветку». Вместе с архитектором они хотели выстроить между самим зданием, его интерьерами и светом определенные отношения. Результатом такого подхода стало световое решение, при котором практически весь «свет» оказался интегрирован в детали архитектуры и интерьера. Это и позволило добиться чистоты и легкости пространства, которое возникает сразу же при входе в здание. Освещение библиотеки оказалось настолько гармоничным, что люди воспринимают его как нечто совершенно естественное, само собой разумеющееся, почти не замечают его, а просто получают удовольствие, чувствуя себя абсолютно комфортно. Не это ли лучший комплимент светодизайнеру?

© 2008 Журнал "PROСВЕТ"