На главную
ГЛАВНАЯ ЖУРНАЛ СОБЫТИЯ ПРОЕКТЫ АССОЦИАЦИИ КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ENGLISH
В номере   Публикация номера

Публикация номера

Сергей Киселев, архитектор и ру- ководитель бюро «Сергей Киселев и Партнеры». В прошлом году на выс- тавке «АРХ Москва» его бюро было

...

  Практика

Практика

Это первая из шести статей, посвященных техническим аспек- там светодизайна. Серия задумана с целью обобщить технический

...

  Проект номера

Проект номера

Новый терминал мадридского аэро- порта Барахас – идеальный пример тесного взаимодействия архитек- тора и светодизайнеров

...

Непревзойденный свет. Статические системы дневного света в архитектуре и световом дизайне

Архив номеров
График выхода
Распространение и подписка
Рекламодателям
Контакты


Номер журнала: #3(4)
Рубрика: Практика
Автор: Рохир ван дер Хейде


Естественное освещение – необычайно мощный инструмент архитектора, который позволяет создавать выразительные, динамичные и эмоциональные интреьеры

В наше время люди проводят большую часть времени в зданиях с искусственной средой. Мы уже привыкли к тому, что можем полностью контролировать климат, запахи, звуки и электрический свет. Естественный свет тоже можно заставить работать в соответствии с заданной программой. А можно предоставить ему свободу, деликатно внедрив его в архитектурную ткань здания, и наслаждаться естественной красотой.

Дневной свет

С появлением компьютерных программ и оборудования для управления естественным светом, дизайнеры получили возможность, создавать пространства, которые отвечают всем современного требованиям – функциональные и не требующие больших затрат на электрическое освещение. Безо всякого сомнения, это исключительно важные характеристики, но при таком подходе многие здания теряют свою индивидуальность. Это заставляет задуматься, а возможно ли так использовать естественный свет, чтобы он стал еще и эмоциональной составляющей пространства?

Свет - это божественное порождение. Естественный свет вдыхает жизнь в окружающее пространство, созидая его как ничто другое. Не случайно в большинстве архитектурных школ в XVIII-XIX веков изучению света и освещения уделялось огромное внимание, а наш знаменитый современник архитектор Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava), в работах которого невозможно не заметить его особые «отношения» со светом, как-то сказал: «Свет - это комфорт в самом широком смысле этого слова, и вместе с пространством свет – это ключ к будущему архитектуры».

Естественный свет присутствует во всех жилых и общественных зданиях, как необходимый для нормальной жизнедеятельности людей. Наиболее очевидным примером использования дневного света являются офисы и музеи. Нормы освещения для офисов строго регламентируют его количество, так как недостаток сказывается на самочувствии и работоспособности людей. Освещение же в музеях, напротив, имеет серьезные ограничения, поскольку его яркость влияет на сохранность экспонатов. Но неужели мы должны принимать в расчет только цифры? Свет это бесценный источник наших впечатлений, нашего вдохновения. Благодаря естественному свету, экспонаты и интерьеры музея, например, выглядят совершенно по-другому – они приобретают свой неповторимый характер. Естественный свет в музее - это не только освещение как таковое, но и общее впечатление, которое люди получают от произведений искусства и архитектуры здания.

Наверное, можно сказать, что в наши дни музеи, став местом получения вдохновения и душевного равновесия, заняли место, которое раньше отводилось храмам. Храмы как центры городской активности, как место для общения людей и показатель экономического и культурного уровня города, уже несколько утратили свои позиции в западном обществе, и теперь эту роль играют музеи. Многие провинциальные города, например, Бильбао в Испании, Милуоки в США, Гронинген в Голландии оказываются в выигрышном положении благодаря своим знаменитым, знаковым музеям. И даже сугубо функциональные здания, например, аэропорты, приобретают свой неповторимый, запоминающийся образ, благодаря особому, художественному использованию естественного света. Самый яркий пример этого - новый аэропорт Барахас в Мадриде, где солнечный свет и архитектура разыгрывают невероятный, запоминающийся спектакль, который стал своего рода визитной карточкой аэропорта. Совершенно очевидно, что в создании яркого образа здания очень важная, и возможно, решающая роль принадлежит естественному свету. Именно поэтому архитекторы и светодизайнеры, стараются выйти за рамки только функционального освещения.

Как можно «управлять» дневным светом

Разрабатывая проекты с «участием» дневного света, светодизайнеры используют самые передовые технологии: фотометрическое моделирование и имитацию солнечного излучения, - с помощью которых в зданиях удается создавать наполненную эмоциями неповторимую атмосферу. Работа над подобным проектом начинается с тщательного изучения условий освещенности места, где расположено здание: широты и климатических особенностей. Дизайнеры анализируют эти данные тщательнейшим образом, учитывая показатели погоды за последние десять и более лет. Результатом этой работы является специальная «карта», которая наглядно показывает среднюю освещенность для каждого часа года. Анализируя ее становиться понятно, каким образом возможно обеспечить в помещения оптимальный доступ естественного света. На следующем этапе определяется возможное количество попадающего внутрь естественного света. Скажем, при разработке проектов освещения для музеев, большее внимание уделяется допустимому времени освещения экспонатов. Этот метод «годовой экспозиции» открывает архитектору большую свободу при разработке проемов для доступа света и при этом обеспечивает лучшую сохранность экспонатов. Например, при разработке проекта освещения Национального музея в Амстердаме было рассчитано, что необходимо не более 650 тысяч люкс/часов в год. Конечно, в летние дни экспозиция всегда выше, чем зимой, но общее количество составляет 150 люкс, что соответствует требованиям музейного освещения.

На заключительном этапе сопоставляются показатели количества света и освещенности с «пропускающей» способностью проемов. Затем, в зависимости от полученных результатов, вместе с архитектором эти проемы «дорабатываются», например, оснащаются жалюзийными заслонками, специальным стеклом или какими-либо другими приспособлениями. Надо отметить, что эти, так называемые, статические системы дневного света позволяют добиться в помещениях более динамичного освещения, благодаря его естественным изменениям в течение дня. А динамика и «жизнь» - это именно то, что мы хотим видеть в наших проектах.

При разработке систем дневного освещения совершенно незаменимым оказывается использование моделей и макетов. Это самый наглядный способ получить правильное представление о распределении света. Достаточно просто установить уменьшенную копию здания или его фрагмента на улице, чтобы понять, что и как происходит. При этом не нужно создавать никаких специальных условий, имитирующих солнце и небо – настоящее солнце само по себе самый точный «осветительный прибор». В качестве одного из примеров использования моделирования, может служить разработка системы естественного освещения для High Museum в Атланте, построенного по проекту архитектора Ренцо Пьяно (Renzo Piano). Группа специалистов провела множество экспериментов, чтобы найти нужную, ковшеобразную форму световых люков, которые «собирают» рассеянный свет на северной стороне здания и блокируют прямые солнечные лучи на южной. Фактически, форма этих люков воспроизводит в миниатюре ход солнца над Атлантой в день летнего солнцестояния. Моделирование позволило продемонстрировать правильность предложенной концепции и помогло архитектору ее внедрить. В 2006 году этот проект получил две награды Международной Ассоциации светодизайнеров (IALD).

Все эти примеры показывают, что создание эффектных и «креативных» световых решений, вовсе не предполагает необходимости жертвовать качеством освещения. Когда мы говорим о красоте и привлекательности дневного света, мы не забываем о функциональности. Мы хотим чтобы, посетители получали как можно более яркие впечатления, оказываясь в музее, и в то же время создаем благоприятные условия для музейных экспонатов, которые мы должны сохранить для следующих поколений.

© 2008 Журнал "PROСВЕТ"