На главную
ГЛАВНАЯ ЖУРНАЛ СОБЫТИЯ ПРОЕКТЫ АССОЦИАЦИИ КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ENGLISH
В номере   Публикация номера

Публикация номера

Сергей Киселев, архитектор и ру- ководитель бюро «Сергей Киселев и Партнеры». В прошлом году на выс- тавке «АРХ Москва» его бюро было

...

  Практика

Практика

Это первая из шести статей, посвященных техническим аспек- там светодизайна. Серия задумана с целью обобщить технический

...

  Проект номера

Проект номера

Новый терминал мадридского аэро- порта Барахас – идеальный пример тесного взаимодействия архитек- тора и светодизайнеров

...

Вечные ценности. Универмаг Manufactum в Мюнхене

Архив номеров
График выхода
Распространение и подписка
Рекламодателям
Контакты


Номер журнала: Retail
Рубрика: Проект
Автор: Елена Черная

 
Фото Andreas J. Focke

Проект: универмаг Manufactum, Мюнхен, 2006
Архитектор: Петер Кулка, Кёльн
Архитектор итерьеров: Landau+Kindelbacher, Мюнхен
Световой дизан: pfarré lighting design, Мюнхен
Световое оборудование: люминесцентные лампы Т5, споты Cardo и Tecno, аплайты, Ansorg

Награды: IALD Lighting Design Award of Excellence, Нью-Йорк, 2007
IIDA International Illumination Section Design Award, Нью-Йорк, 2007

Магазины, расположенные в помещениях, изначально не предназначавшихся для целей торговли, – совсем не редкость. А вот универмаг, занимающий историческое здание, возраст которого насчитывает почти тысячу лет – случай для торговой практики, по меньшей мере, необычный. И не так уж важно, что древний памятник за многие века своего существования многократно подвергался перестройкам, а в годы второй мировой и вовсе был практически стерт с лица земли. Даже после заключительной реконструкции в 2001 году мюнхенский Альтер Хоф, а речь идет именно о нем, остался зданием со средневековой душой, средневековыми планировками и конструктивными особенностями. Именно поэтому превращение некоторой его части в крупный универмаг Manufactum стало для архитекторов, дизайнеров и художников по свету весьма непростой проверкой на креативность и профессионализм.


Особенности архитектуры

Расположенный в самом сердце современного Мюнхена Альтер Хоф (в переводе с немецкого – «Старый двор») в середине XIII века германский король Людовик Баварский сделал своей резиденцией, на целые столетия задав вектор развития города как процветающего центра торговли и ремесел. Со времен Людовика замок то лежал в руинах, то возрождался в полном блеске своего великолепия, но едва ли преувеличением будет сказать, что такого наплыва посетителей, как сейчас, эти стены не видывали никогда.

Все, кто бы ни высказывался о нынешнем статусе замка, сходятся во мнении, что Альтер Хоф – чрезвычайно удачное место для такого магазина, как Manufactum. Здесь продается бытовая «нетленность» - «классические» вещи для домашнего обихода, с честью выдержавшие испытание временем и быстротечной модой. Одна из базовых мировоззренческих установок создателя этого необычного предприятия Томаса Хоофа – борьба с одноразовыми вещами. И этой достойной миссии древние стены архитектурного памятника, наверняка, способствуют.
Правда, прежде, чем это специфическое пространство стало пригодным для торговых целей, должны были сказать свое слово те, кто трудился над интерьерами и освещением магазина. Manufactum занимает 950 квадратных метров на первом этаже одного из пяти зданий, входящих в комплекс возрожденного Альтер Хофа. Передняя часть помещения четко структурирована и геометрична. Свою выразительность она обретает благодаря анфиладе помещений с крестообразными сводами, которая прекрасно просматривается от центрального входа в магазин на Динерштрассе. Анфилада, протянувшаяся во всю длину здания со стороны улицы Хофграбен, – главная композиционная ось всего пространства.

Крестообразные своды естественным образом разделяют пространство на зоны, оставаясь при этом одним из главных выразительных элементов интерьера, подчеркивающим осевую доминанту и направляющим внимание посетителей к центральному проходу. Анфиладная организация пространства задает определенное направление перемещениям покупателей; удивительно, но при этом не создается ощущения, будто ритм передвижения навязан, а свобода – ограничена. Наоборот, все время пребывания здесь не покидает чувство, что места в магазине много, а ориентироваться в нем легко. Небольшие помещения, расположенные по бокам от центрального прохода, отведены под отдельные продуктовые группы. В мюнхенском Manufactum даже нашлось место для собственной небольшой пекарни (подобная организация торгового пространства уже была опробована в магазинах в Берлине и Мюнхене). Пекарня с настоящей, сложенной из кирпичей печью занимает место справа от главного входа, а слева находятся кассы и зона обслуживания.


Принципы освещения

Собственно, от этой самой печки, а еще от прилавков с красующейся румяными боками свежей выпечкой, да и от прочих выставленных в магазине привлекающих внимание вещей световые дизайнеры и «плясали». Концепция освещения интерьера на первом этапе создавалась с точки зрения его восприятия «извне» - дизайнеры смотрели на магазин глазами прохожих, с любопытством заглядывающих в освещенные окна. Такой взгляд помог понять два важнейших момента. Во-первых, освещение интерьеров магазина должно работать на общий внешний вид здания и помогать его целостному восприятию. Во-вторых, свет призван пробуждать интерес покупателя, приглашая зайти внутрь.

Светодизайнерам оставалось так устроить освещение, чтобы размеры магазина и его планировка легко воспринимались и оценивались снаружи. С помощью света было создано хорошо структурированное пространство, которое дает точную информацию о многообразии ассортимента и организации магазина еще до того, как покупатель окажется внутри. Другой важный принцип освещения Manufactum основывался на самой сущности торговой марки и напрямую апеллировал к целевой группе покупателей – людям, выбирающим качественные, зарекомендовавшие себя вещи. Эти ценности нашли выражение как в общей организации светового пространства магазина – мягком, комфортном, но исчерпывающе точном освещении, помогающем устанавливать связь покупатель-товар, - так и в самой форме светильников, специально разработанных для Manufactum мюнхенской компанией pfarré lighting design.


Три в одном

Всего в Manufactum три уровня освещения. Общее освещение в магазине щедрое и яркое. Оно способствует четкому восприятию пространства и помогает покупателям ориентироваться. Для подсветки товаров использовано настраиваемое акцентирующее освещение, позволяющее создавать различные световые сценарии. Некоторые зоны магазина (в том числе пекарня) и конструктивные особенности интерьера – крестообразные своды и поддерживающие их арки - дополнительно выделены светом. При этом в атмосфере магазина нет ничего театрального: освещение честно выполняет свою главную функциональную задачу, то есть помогает покупателям покупать.

Качественный свет, полностью свободный от ослепляющего эффекта, совершенно не производит впечатления чего-то нарочитого или форсированного: он настолько гармонично вписан в интерьер, что единственная мысль, которая возникает во время пребывания в магазине – «так и должно быть». Визуальная легкость, идеальная цветопередача и «лепка» форм и текстур, точно рассчитанные дизайнерами световые температуры, разумное использование светотеневых контрастов – необходимый минимум свойств «продающего» света для магазина с ассортиментом товаров, в котором значительную часть занимают изделия небольших размеров. Одновременно освещение решает и еще одну задачу – устанавливает визуальный баланс всех элементов массивной, средневековой архитектуры.

Сложность и многообразие задач, стоящих перед светом, с самого начала повели светодизайнеров по нестандартному пути. Главное помещение Manufactum освещают восемь разработанных рfarre lighting design и сконструированных компанией Ansorg круглых световых объекта диаметром 3,4 метра и весом 480 кг каждый. Четыре подвесных и четыре накладных светильника способны создавать три разных типа освещения.

Центр каждого светильника окружен металлической рамой, в которую вмонтированы споты - включение только центральной части создает общее освещение, отдельно горящие споты дают направленный «товарный» свет, а интенсивный «архитектурный» свет получается путем включения центра и спотов вместе. За полупрозрачным экраном, закрывающим центр светильника и обеспечивающим равномерность освещения, скрываются 12 люминесцентных ламп Т5 с реостатами мощностью 54 ватта каждая. Правда, не совсем «скрываются»: очертания этих ламп, напоминающих по форме рождественские звезды, проступают через экран, вызывая ассоциации с канделябром. Вмонтированные в раму споты Cardo могут менять угол наклона (14 и 42 градуса), что позволяет варьировать направленность «товарного» освещения. Споты оснащены 35-ваттными металлогалогенными лампами, излучающими теплый белый свет. Для исключения ослепляющего эффекта споты закрыты специальной решеткой с ячейками в форме сот. Споты, освещающие продукты – хлеб и сыр, – дополнительно снабжены желтыми фильтрами.

Свет, который создают эти эффектные и привлекающие внимание светильники, удачно дополняется настенными прожекторами заливающего света с диммированием. Они используются для однородной подсветки стен и полок с товарами. Кроме того, они – важная часть ночного освещения.

Не остались без внимания светодизайнеров и небольшие помещения по бокам от главного торгового зала, отделенные от него и друг от друга крестообразными сводами. В них под потолком разместили меньшие по размеру версии центральных круглых светильников диаметром 120 сантиметров, с 9 компактными люминесцентными лампами мощностью 24 ватта в центре и 9 шарнирными спотами Cardo мощностью 35 ватт, закрепленными на рамах.

Освещая «исторический» сводчатый проход, дизайнеры приняли единственно верное с точки зрения архитектуры решение: сохранить центральную ось, по которой движется взгляд, свободной от светильников. Они установили аплайты с диммерами у подножия каждой из арок, на которые опираются своды. Сами арки намеренно оставлены в тени, что позволило подчеркнуть пластичность конструкции и привлечь внимание к анфиладному проходу. Теперь эта таинственная, уводящая вглубь помещения анфилада действует на посетителей, как настоящий магнит. Да и сам магазин выглядит снаружи этаким lanterna magica, волшебным фонарем, который, как в детстве, манит теплым светом и обещает удивительные чудеса. Да и можно ли ожидать другого от этого пропитанного древним духом здания, которое к тому же теперь населяют такие чудесные «игрушки»?

© 2008 Журнал "PROСВЕТ"